Вы здесь
Идет онлайн-конференция по вопросам отцовства в Череповце. Папино воспитание 

Папы Череповца: «Мы не кричим о себе. Мы просто есть»

Папы и педагоги нашего города поделились со всей областью опытом совместной работы: открытую онлайн-конференцию «Ценности современного отцовства» провели ЧГОО «Союз женщин Череповца», управление образования и его методическая служба и редакция газеты «Речь» — инициатор Дня отца.

Отцовство: новые тенденции

Почему некоторые папы отказываются участвовать в жизни детского коллектива? Что помогает им понять свою роль в воспитании детей? Что меняется в их жизни, когда они начинают больше взаимодействовать с детьми, реализуют совместные проекты? Что такая коллективная деятельность дает детям? Об этом шла речь на конференции «Ценности современного отцовства».

Напомним коротко. Первую областную онлайн-конференцию по проблемам отцовства мы провели в 2015 году; в 2016-м аналогичное мероприятие сделали очным, но педагогам из районов было крайне сложно найти деньги на дорогу, чтобы принять участие, и мы решили вернуться к онлайн-форме.

— По данным исследования, проводившегося в Череповце, растет число детей, которых воспитывает одна мама. Но в то же время многие отцы берут на себя в семье все больше обязанностей, в том числе и по воспитанию детей, — отметила методист по направлению «Дошкольное образование» Ольга Цыбанова.

Есть и другие тенденции: папы Череповца уже не только стали более внимательны к своим детям, не только чаще приходят на мероприятия и родительские собрания, но и участвуют в жизни образовательных учреждений, вносят предложения в программу, в систему работы, исходя из своих мужских взглядов, что очень полезно всем. Все больше разнообразных дел рождается в совместном творчестве взрослых и детей. В 2017 году «Союз женщин Череповца» даже провел областной конкурс социальных проектов «Папина эстафета. Мужские стратегии» в рамках одноименной областной программы, которую реализует на средства субсидии правительства области. Папы вместе с детьми разработали и реализовали первые проекты. Сейчас идет второй этап конкурса, и эксперты ждут новые интересные работы.

Газета «Речь», благодаря которой и появился в 2002 году праздник День отца – с 2007 года уже областной, — не раз писала о том, как важно воздействие на ребенка отца, мужчины. Уже мало кто с этим спорит, скорее вопрос в том, каким будет это воздействие. В обществе во многом утрачены мужские стратегии, мужское мировосприятие, в том числе и среди самих представителей сильного пола: слишком много наших сограждан унесли войны, оставив детей без отцов. В результате мальчики нередко получали женское воспитание, и теперь они сталкиваются с трудностями в своей взрослой жизни – в том числе в воспитании детей, и хотели бы получить помощь.

Но в педагогике, в сфере психологии работают в основном женщины. И эта помощь может опять оказаться именно женским взглядом на воспитание, на взаимодействие с ребенком.

С другой стороны, не так уже редко встречаются и очень жесткие отцы, которые уверены: лучшее воспитание для ребенка, независимо от его характера, — армейское, суровое.

И пока каждый из них общается с ребенком только в своей семье, трудно понять, что лучше, а что нет. Поэтому замечательно, что в Череповце и области возникают родительские сообщества, семейные клубы, где родители могут наблюдать, как в других семьях решаются те или иные вопросы, где ребенок, растущий без отца, видит пример мужчины.

 

Что мешает сотрудничеству?

Иногда мужчины-отцы откликаются на просьбы учителей или воспитателей, участвуют в жизни детских коллективов, иногда нет. Почему у одних педагогов получается сотрудничество, а другим дается сложнее? Ответ на этот вопрос искала вместе с коллегами педагог-психолог образовательного центра № 11 Светлана Петрова. И нашла:

— Мы с коллегами создали рабочую группу и вначале обсудили и проанализировали свои сложности в работе с отцами. Выявили свои собственные стереотипы («Мужчины все делают неправильно»), отсюда страх подойти с просьбой, найти индивидуальный подход. Нередко это происходило оттого, что у воспитателя был свой детский негативный опыт общения с папой. Чтобы изменить ситуацию, я предложила принести детские фотографии и разместить их в стенгазете к Дню отца, написать маленькие воспоминания о детстве. Проводила консультации и другую работу. Это помогло.

Затем мы все вместе попытались разобраться в причинах низкой мотивации отцов на совместную работу, оказалось, их несколько: страх (неуверенность в себе); нежелание; занятость (за этим часто тоже стояли страхи); нехватка знаний; перехват инициативы матерями; их недоверие к возможностям пап. Чтобы понять, каким образом строить нашу работу, решили провести анонимное анкетирование среди пап. В анкетах мы затронули вопросы воспитания и взаимоотношений с детьми, совместного отдыха, хобби пап.

Обработка ответов показала, что в работе с отцами необходимо учитывать их возраст (чем старше папа, тем спокойнее ему нужны мероприятия; молодые папы – более компьютеризированы, мало знают игр и др.), пол ребенка (для сына могут найти и предложить большее количество развлечений, чем для дочери), количество детей в семье, интересы, увлечения отцов и график их работы (развлечения лучше проводить в выходной день), место проведения (с большим удовольствие папы готовы посещать мероприятия на улице).

Планирование всех мероприятий далее опиралось на результаты анкетирования. Все мероприятия были развлекательного плана, направленные на снижение страхов, раскрепощение, формирование доверительных отношений, повышение статуса отца в глазах детей, а также на активное участие пап и детей, взаимодействие друг с другом, обучение детей новым для них играм, совместное творчество.

 

«Делай как я!»

Известная истина: все мы разные. У каждого свой талант, свои возможности. И мудрые педагоги это учитывают. В детском саду № 63, например, самыми активными оказались папы, увлеченные туризмом, – так родился проект «Школа выживания», дети под руководством пап с удовольствием осваивают туристические навыки, ходят в походы.

В детском саду № 109 решили опираться на пап, умеющих много делать своими руками, — и общение мужчин и детей строится в процессе обучения первым навыкам мастерства, причем начинают с техники безопасности – все как положено! Проект «Папины уроки» реализует инженер-механик Михаил Агафонов, вместе с детьми он уже изготовил несколько кормушек, скворечник (его даже принесли с собой на конференцию – не успели включить фото в презентацию – и вызвали восхищение всех участников).

Воспитатель детсада № 109 Любовь Фотькина уверена: ручной труд, полезные навыки очень важны в современном обществе потребления, где проще купить, чем сделать самому: обучение ремеслу развивает детей, помогает чувствовать себя увереннее в жизни, пробуждает творческое начало. Тем более когда это делает папа. А в процессе совместной работы можно и о многом поговорить с Михаилом Викторовичем – по-мужски, не так, как с мамой или воспитательницей.

Этот опыт, как явствует из откликов по итогам конференции, уже взят на вооружение ее заочными участниками, а значит, в садах и школах появятся новые кружки, во главе которых встанут папы.

 

«Лаборатория творческих родителей»

Ирена Белоглазова, старший воспитатель детского сада № 127, уверена, что в их коллективе педагоги – партнеры родителей, а родители – участники образовательного процесса.

Один из факторов привлекательности детского сада для родителей – богатая образовательная среда, то социокультурное пространство, где происходит взаимодействие ребенка и педагогов. В то же время ее не создать без помощи родителей. Как привлечь родителей, в первую очередь пап, к такому сотрудничеству? Педагоги решили, что в первую очередь важны открытость детского сада для семьи и взаимодействие педагогов и родителей в воспитании детей. Что это значит?

— В нашем детском саду, — рассказывала Ирена Белоглазова, — каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок. Если говорить о папах — мы приглашаем их на занятия, в вечернее время организуем совместные игры, оформляем выставки совместных творческих работ пап и детей, привлекаем отцов к участию в проектах. Стали традицией совместные спектакли, детско-родительские занятия. В группах появились «Лаборатории творческих родителей»; семейный клуб выходного дня. А появление простого информационного стенда «Приглашаем к сотрудничеству» с объявлениями о новых проектах и мероприятиях привело к тому, что папы стали приходить и сами предлагать свою помощь.

Воспитатель детского сада № 127 Елена Смирнова рассказала о первых совместных мероприятиях с папами в своей группе:

— Мы давали задания, которые папам нужно было выполнить дома вместе с детьми – несложные, но интересные. Организовали конкурс чтецов «Стихи обо всём» — в жюри были только папы. Пригласили пап в «Школу выживания: одни дома» — в игровой форме папы «прожили день» с ребенком: кормили завтраком, провожали в садик, гуляли, играли, разыгрывали спектакли, пели колыбельные песни. Провели другие совместные мероприятия, в которых папы уже активно и интересно проявили себя.

Затем перешли к более серьезным вопросам – обсудили состояние образовательной среды в группе. Пришли к выводу, что она не соответствует новым условиям. Что можно сделать? Устроили «мозговой штурм», в результате появилось немало полезных мыслей. Так родился проект «Энциклопедия позитивных идей», где были представлены семейные дизайн-проекты: «Чудо-шашки»; «Ширмы-книжки для сюжетно-ролевых и режиссёрских игр»; «Коврики по интересам» («Космос», «Пикник»); «Универсальные ворота» (их можно трансформировать в футбольные, хоккейные, это и маленькая палатка, выделение игровой зоны, сушилка для одежды, мастерская, кукольный театр. И вы видите, как помогает нам мужской взгляд: без пап многих из этих проектов просто не появилось бы.

Конечным результатом стала организация фестиваля семейного творчества ФГОС (Фестиваль Гениальных Одаренных Семей) «Имидж сада своими руками» среди старших групп детского сада, — завершила Елена Александровна.

Как видим, папы готовы к совместной работе, поиску решений со своей — мужской — точки зрения.

 

Быть папой «солнечного мальчика»

«Солнечными детьми» в наше время называют детей с синдромом Дауна. Отношение к ним меняется: да, им многое недоступно, но они могут развиваться – в своих пределах, в своем темпе. И когда в этой работе участвует папа, развитие идет быстрее.

Слесарь-ремонтник «Северстали» Александр Новиков, папа Дениса – воспитанника детского сада № 131, — в минувшем декабре выступал на заседании круглого стола, посвященном отцовству, и участники говорили о нем с огромным уважением.

— Быть отцом «солнечного мальчика» — ответственнее в миллион раз, — говорил на конференции Александр Владимирович. — Но забота делает нас — мужчин — сильнее! Наш Денис не должен участвовать ни в каких соревнованиях — у него свой путь, своя скорость и он пройдёт этот путь как сможет, а мы будем всячески ему помогать. И я буду тем компасом, который будет направлять его на нужный путь.

Александр Новиков поделился своим пониманием главных задач, которые он ставит перед собой: помочь Денису в развитии и социализации. Обозначил шаги, которые он будет для этого предпринимать.

Ольга Пыжова, учитель-дефектолог детского сада № 131, рассказала о системе работы с папами в их детском саду, где из 220 воспитанников – 53 ребенка-инвалида, где четверть мам воспитывают детей в одиночку. Это различные клубы, социально- психологические акции, другие мероприятия, в которых самое активное участие принимают отцы.

 

«Товарищи! Я не одинок!»

Откровенно и с юмором поделился своими впечатлениями от участия в семейном клубе «Счастливая семья» детского сада № 106 и в программе развития деятельности семейных клубов «Маленькая страна» Евгений Высоцкий:

— Я искренне был уверен, что отцов в семейных клубах нет, что этой ерундой занимаются только наши жены. Товарищи! В семейном клубе есть и другие мужчины. Я не одинок! И мы похожи: мы понимаем, что когда семья вместе проводит досуг, воспитание ребенка идет в атмосфере радости. И сами себя мы тоже воспитываем! Я был удивлен, как много глав семей – отцов – готовы к объединению, участию в делах клубов. Мы стали крепкой командой. И в себе я заметил изменения: стал очень внимательно следить за успехами детей; интереснее проводить время: с детьми – это не просто досуг, это отцовская школа. Посадили вместе дерево – наблюдаем, как оно растет, ухаживаем. Мои руки учат сына мастерить – он впитывает все. А вы бы видели, как скакали отцы вокруг водоема, где вместе с детьми запускали семейную регату моделей лодок, изготовленных своими руками! В этом году наша семья участвовала в областном форуме молодых семей «Погода в доме», это было очень значимо. Отец в семье и клубе – это сила, которая питает и дает уверенность в завтрашнем дне. В заключение хочу сказать: таких, как я, отцов в Вологодской области много. Я вижу, как растет это движение в нашем городе – в Череповце. Мы не кричим о себе, мы просто есть.

 

Запись онлайн-конференции «Ценности современного отцовства» можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=HDhXCmUW31g.

Похожие статьи