Вы здесь
На совместных занятиях папы и дети учатся соблюдать права друг друга. Обсудим? 

Как президент страны

Права детей… Два слова, порой пугающие взрослых: «Этим детям дай волю – на шею сядут!». И несоблюдение прав ребенка кажется многим менее страшным, чем его безнаказанность. О наказаниях, уважаемые папы, мы говорили в статье «Твердая папина рука» — о том, нужны ли наказания или эффективнее, чтобы ребенок проживал и осмысливал естественные последствия своих поступков. В последнем случае реализуются права ребенка на собственный опыт, право принимать решение и совершать ошибки. Давайте обсудим сегодня, какие права есть у детей и почему важно их соблюдать.

Короткое слово «надо»

Однажды моя бабушка, чье школьное детство пришлось на годы войны, рассказала такой случай. Десятиклассники, отработав все лето в колхозах, начали учебный год. И вдруг их собирают на линейку. В недоумении («Что случилось?») строятся. К ним выходит председатель райисполкома и говорит:

— Ребята, комсомольцы, в соседнем районе пропадает урожай – некому убирать. Я не приказываю – я прошу вас: помогите! Машина за вами придет.

(Открытая трехтонка была единственным авто в районе, все остальные отданы фронту).

«Мы поехали все, — говорила бабушка, — даже разговора не было, что кто-то не поедет – комсомолец, не комсомолец. Нас попросили!».

Вспоминая этот случай, бабушка плакала. И я тогда особенно остро поняла: в войну ребят не просили – было такое короткое слово «надо», которому подчинялась вся жизнь. А права (на отдых, на учебу, на нормальное питание и многие другие) откладывались «на потом» – на «после войны». Единственным и великим правом было участие в судьбе страны. Потому старшее поколение часто рассуждает коротко: надо – значит должен сделать, и все, какие могут быть рассусоливания? И передает эти стратегии, успешно работавшие в трудную пору выживания народа, следующим поколениям.

Но жизнь меняется.

 

«Сын, я тебя уважаю»

Сколько мальчишек мечтали это услышать от своих отцов, – но не дождались!.. И сколько пап почему-либо не решились произнести эти слова вслух.

Что же такое уважение? Словари коротко объясняют: «почтительное отношение, основанное на признании достоинств». А как уважение проявляется в жизни?

Современные психологи отвечают на этот вопрос так: «Я тебя уважаю – значит я соблюдаю твои права».

Тогда – что же такое право? Вновь слово специалистам: «Право – результат договора двух сторон. Причем тот, кто инициировал договор, становится гарантом соблюдения этого права».

Иными словами, если я считаю, что могу включать телевизор на полную мощность, а мои домашние с этим не согласны, — значит такого права у меня в реальности нет. Надо договариваться с родственниками: убедить, что мне это необходимо; включать в определенное время; купить наушники или все же убавить звук.

Какие же права есть у детей? Подчас мы и не задумываемся над этим вопросом, а следовательно нарушаем права (не уважаем своих детей!). Вот лишь небольшой перечень:

  • быть услышанным
  • на собственное мнение
  • на собственный опыт (опыт каждого ценен)
  • на участие
  • на помощь
  • на безопасность
  • сказать «Нет»
  • на выбор
  • принимать решение
  • совершать ошибки
  • побыть одному
  • иметь свою территорию…

О каких-то из этих прав девчонки и мальчишки знают и пытаются их отстаивать (не зря же наше государство пытается стать демократическим!), о каких-то не догадываются, как и их родители. Но при нарушении прав человек становится беспомощным. А гарантом соблюдения прав становится в семье прежде всего ее глава – как президент страны!

 

Есть права – есть ответственность

Существует еще и такая интересная взаимосвязь: если ребенок знает свои права и эти права в семье соблюдаются, — у растущего человека появляется ответственность. Если права нарушаются – ответственности нет, есть нудные обязанности, выполнять которые очень тяжело. Нарушение прав – это насилие.

Вспомните: когда малыш своими пока еще неумелыми пальчиками пытается сам застегнуть пуговки, как часто мы, взрослые, в нетерпении начинаем торопить его или кидаемся одевать! Тем самым нарушая его право жить и действовать в своем темпе, право приобретать свой опыт.

Довелось видеть, как папа в детском саду помогал дочке одеться, чтобы идти домой. Та картинка до сих пор перед глазами.

Девчушка лет четырех в упоении бегала по раздевалке и, похоже, никуда не собиралась уходить.

— Где твой шкафчик? – поинтересовался папа.

— Вот он!

— Давай достанем одежду?

— Давай!

Беготня продолжается. Папа вынимает колготки и с невинным видом спрашивает:

— Что это? Это твое?

— Мое! Это колготки! – притормозив, радостно объясняет девочка.

— Их, наверное, надевают на голову, — предполагает папа и действительно пытается примерить колготки именно так.

Малышка заливисто хохочет:

— Нет! Неправильно! Их надевают на ноги!

— Да что ты?! Не может быть! Не получится, – с серьезным видом уверяет папа.

Девочка садится на скамеечку и старательно натягивает колготки:

— Вот!

— Ну надо же! Какая ты молодец!

Постепенно все предметы одежды таким же образом оказываются на нужных частях тела.

— Шапка! – в завершение торжественно объявляет папа. – Ее надевают на нос – чтоб не мерз!..

Услышав, как правильно, папа начинает натягивать шапочку на свою макушку.

Девчушка вновь заливается смехом:

— Это не твоя шапка! Это моя, тебе она мала!

— Ну надо же! Откуда ты все знаешь?! – «удивляется» папа.

Веселый балаган стихает. Взявшись за руки, папа с дочкой уходят домой, о чем-то разговаривая.

— Приятно было прочитать об этой ситуации, — комментирует психолог Ольга Болотова. – Папа реализует право ребенка на свой темп, на использование своего опыта, знаний; признает их. Мастерски удовлетворяет и потребность девочки в игре. Важно его внутреннее состояние: он не запрещает себе испытывать раздражение, а принимает тот ритм жизни, в котором живет дочка, это разные вещи. Запрещая себе те или иные чувства, мы начинаем испытывать раздражение, а научившись принимать особенности другого человека, открываем для себя новые грани жизни.

На фото:

На совместных занятиях папы и дети учатся соблюдать права друг друга. Снимок предоставлен Галиной Травкиной, воспитателем детского сада № 86.

Похожие статьи